Деревня моя... деревянная, дальняя...

понедельник, 21 января 2013 г.

История села Голицыно


Село Голицино - большое русское село. Примерно лет 200 тому назад из села Бекиндор-Сосновки,  которое находилось во владении князя Голицина, жившего в Москве, за разбой были выселены крестьяне в количестве 40 семей.
В 2013 году в селе Голицыно проживают 98 семей, 33 жителя Голицино никогда не покидали своей малой Родины.
Уровень жизни крестьян был гораздо выше, чем в центральных уездах страны. Здесь еще имелись свободные черноземные земли, дававшие хорошие урожаи. Ценой тяжелого труда крестьян были распаханы мощные черноземы. 
Обрабатывали землю на лошадях, быках, сеяли вручную. Косили крюками, женщины вязали снопы, ребятишки делали копны, чтобы высушить, обмолачивали молотилкой. Крестьяне сеяли такие культуры как рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, конопля, горох, мак, арбузы. Хозяйство было в основном натуральное. Излишки продуктов продавали купцам в городе Козлове (ныне Мичуринск).
Важную роль в жизни крестьян играло животноводство. Здесь выращивали крупный рогатый скот, овец, свиней. В селе была ветряная мельница (мололи пшеницу, рожь), маслобойка (производили маковое, льняное, подсолнечное масло). Изо льна делали полотно. Из полотна шили рубахи, штаны. Рубахи вышивали, носили их навыпуск.
В селе были развиты народные промыслы. Крестьяне занимались выделкой кож, готовили пеньку, плели лапти. Лапти плели из лыка, которое брали в Иванниковом саду (сад назывался по имени барина Иванникова).  Женщины пряли, ткали, шили, вышивали. 

 Но крестьяне жили неодинаково. Ядро села составляли середняки, но были богатые крестьяне и беднота. Зажиточным крестьянином был Пронин Александр Васильевич, он занимался пчеловодством.

Народное жилище
В 19 - начале 20 вв. основным строительным материалом было дерево. Господствовала срубная техника. Срубные дома не имели сплошного фундамента. Преобладали низкие избы с деревянным или земляным полом, залитым глиной. Двухскатные крыши чаще крыли тесом, дранью, щепой, четырехскатные – соломой. 
     С конца  19 века крестьяне стали строить кирпичные избы, что указывало на их зажиточность. Большие дома возводили местные богачи. 
     
Традиционная пища 
Традиционная пища  обычно готовилась в русской печи, с использованием всего ее внутреннего пространства: для быстрого приготовления  - загнетка в передней части, для длительного тушения – дальняя часть, где тепло сохраняется дольше, копчение – в верхней части и дымоходе. Приготовление пищи всегда входило в обязанности хозяйки дома. В рационе преобладали продукты растительного происхождения. Хлеб пекли дома из кислого теста, используя только ржаную муку. В неурожайные годы подмешивали сухие толченые травы: лебеду, хвощ и др. Пшеничную муку сельские жители покупали лишь к праздникам – на куличи, калачи, церковные просфоры. Пироги были обязательны на всех праздниках.  Напитки готовили из мучных и хлебных продуктов.
Заквашивали березовый сок, но чаще его пили свежим. 
Из крупяных блюд преобладала пшенная каша, варили кулеш и сливную кашу, которая по густоте походила на суп. 
Овощи занимали 2-е место по значимости после злаков, но их набор был беден. Внедрение разнообразных овощных культур (зелень, огурцы, помидоры) началось со 2-й половины 20 в. К концу 19 в. основной овощной культурой стал картофель. 
Рыба широко использовалась в народной кулинарии. Для долгого хранения ее засаливали или провяливали, более всего запасали леща. 
Растительное масло служило приправой к постной пище. На местных заводах вырабатывали конопляное, а с начале 20 в. – подсолнечное масло. 
Из семени конопли отжимали маслянистую эмульсию – молочко, которое ели с хлебом, поливали им каши, блины. 
Из отходов масличного производства (жмыха) пекли колобки, в голодные годы – даже хлеб. 
Мясопродукты были праздничной пищей. Мясо обычно варили или тушили. Отварное мясо подавали мелко нарезанным в щах и похлебках. Чаще всего готовили свинину, баранину, курятину. Говядину употребляли только зажиточные хозяева. При забое скота было принято приглашать гостей на печенку. Уже после  Великой Отечественной войны мясо стало повседневной пищей, его стали солить и коптить.
Повседневный стол в 19 в. составляли щи и каша. В пост ели щи из серой капусты (верхних листьев). При подаче на стол кидали в них ложку тертого хрена, иногда подливали конопляного масла, крошили сырую луковицу. В скоромные дни ели щи с салом. 

Народная одежда.
 Основу старинного женского костюма составляла рубаха с длинными рукавами из домотканого холста – льняного или конопляного. Она служила нательной и одновременно выходной одеждой. Праздничные рубахи украшались вышивкой, узорным браным тканьем, аппликациями, в основном красного цвета. Основной поясной женской одеждой, надеваемой поверх рубахи, была понева. В конце 19 – начале 20 вв. женщины вместо поневы носили сарафаны из домотканой шерсти, сукна, фабричных тканей. Во второй половине 19 – начале 20 вв. носили юбки. Их шили из домотканого холста и шерсти, фабричных тканей. Обязательная деталь женского костюма – передник; его надевали поверх рубахи (или кофты), с поневой, сарафаном и юбкой. Передник короткий, повязываемый на талии («фартук»), был распространен в 20 в. В конце 19 – начале 20 вв. бытовала приталенная безрукавная одежда («безрукавка», «животайка»).
Разнообразны были старинные женские головные уборы. «Кичка» с твердой основой надевалась прямо на волосы; «сорока» покрывала кичку, ее шили из холста или кумача в форме полуовала, трапеции или с рогами, поднятыми вверх, очелье украшали золотым шитьем, блестками, гарусной вышивкой; «позатылень» - длинная полоса ткани, украшенная позументом, бисерными нитями, бахромой, закрывала затылок и спускалась на плечи; «налобник» - полоска ткани, украшенный край ее выпускали на лбу из-под сороки. С конца 19 в. основным головным убором стал платок.
Мужской костюм однообразнее. В 19 – начале 20 вв. носили туникообразные рубахи из домотканого холста с разрезом ворота на левой стороне и домотканые штаны («портки»).  Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. Рубаха всегда украшалась ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу. Вышивка сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи. 
Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами. В начале 20в. появились косоворотки из ситца и сатина, штаны и брюки из фабричных тканей, скроенные по городскому образцу. Старинными головными уборами «грешневик» - валяная цилиндрическая шапка с небольшими полями, шляпа с полями из войлока или соломы, зимние шапки, низкие круглые и высокие из меха и сукна. В 20 в. их вытеснили шапки-ушанки, картуз, кепка.
http://www.runivers.ru/gallery/photogallery/photo/29898/
 Самой обычной мужской и женской обувью до начала 20 в. были лапти из липовых и вязовых лык. Кожаная обувь была доступна зажиточным крестьянам. Верхнюю одежду шили из сукна, шерсти, овчин, позднее из фабричных материалов. Из домашнего сукна и шерсти шили «армяк», «зипун», «кафтан», «чекмень», их кроили или зауженными в талии с вышитыми клиньями, или с отрезной спинкой по линии талии и со сборами в нижней части. В 1900-е появились новые виды верхней одежды из фабричных тканей.

Историей села занимался учитель истории, бессменный директор школы с 1946 по 1983 годы, Кукушкин Николай Устинович, с которым я имела счастье работать первые 2 года моей учительской деятельности. Где он брал сведения, не могу сказать. 
Уже стареющие сейчас ученики его вспоминают, что на уроках Николай Устинович говорил ещё, что часть крестьян была выменяна на собак.
Вот теперь интересно, предки моего мужа из разбойников или из выменянных?)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий